Спектакль "ЧЕХОВ. С любовью..."

Седьмой театральный сезон Ульяновский ТЮЗ «Небольшой театр» открыл премьерным спектаклем «Чехов. С любовью...» по одноактным пьесам-шуткам «Предложение» и «Медведь». Режиссеру-постановщику Марине Корневой удалось найти свое «звучание» популярных чеховских водевилей. Спектакль получился смешной и пронзительный, искренний и современный.

«До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что „тайна сия велика есть“, все же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и оставались неразрешенными. То объяснение, которое, казалось бы, годится для одного случая, уже не годится для десяти других, и самое лучшее, по-моему, — это объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать. Надо, как говорят доктора, индивидуализировать каждый отдельный случай». Именно этому совету А. П. Чехова и последовала режиссер Марина Корнева. Любовь в этом спектакле «витает в воздухе», возникает неожиданно, непредсказуемо, переворачивая все с ног на голову, меняя планы на сто восемьдесят градусов!

У каждой пары — Ломова и Натальи Степановны, Смирнова и Поповой — в этом спектакле свой путь друг к другу, свой «отдельный случай». Артемий Курчатов (Ломов) и Елена Мякушина (Наталья Степановна) играют пару. несовместимую во всех отношениях. Вот уж где понимаешь, что мужчины и женщины разговаривают «на разных языках». Рациональная, опирающаяся на факты логика Ломова сталкивается с эмоциональными выводами Натальи Степановны. Кажется, что причиной спора между ними может стать буквально все. Ломов в исполнении А. Курчатова поражает сочетанием ранимости и взрывоопасности. Е. Мякушина в роли Натальи Степановны не уступает партнеру в темпераменте, но ее «главный козырь» — чувственность и красота. В непримиримом отстаивании своего мнения (даже если это касается «подуздоватости» собаки) просматривается вечный конфликт мужчин и женщин, но вместе с тем на ум приходит: милые бранятся — только тешатся. Кажется, что мирная жизнь для этой пары хороша, но... скучна. Минуты затишья так хороши после бури чувств! Режиссеру удалось найти вместе с актерами настолько узнаваемые внутренние ходы, что в зале стоит безудержный смех. Хотя спектакль сделан не в сатирическом жанре, так и хочется задать классический вопрос: «Над кем смеетесь?» Актерский тандем А. Курчатов — Е. Мякушина в «Предложении» располагает к себе публику. После истории Ломова и Натальи Степановны понимаешь: общий язык мужчина и женщина найдут только в любви.

Жанр спектакля определен как «пара шуток». И другая пара из пьесы-шутки «Медведь» — как еще один вариант отношений между мужчиной и женщиной, и своя история возникновения любви. Пара из «Предложения» только начинает свое «семейное счастье». Пара в «Медведе» уже не верит в любовь. Смирнов (Николай Авдеев) «дал себе зарок» не влюбляться, а Елена Ивановна Попова (Елена Дворянскова), сделав вывод о неверности мужчин, заперлась в четырех стенах. Отказ от любви, обиду на мужа, а вместе с ним и на весь мужской пол Е. Дворянскова играет так самозабвенно, что никакие «искушения» Луки (Александр Наугольнов) не в силах вернуть ей радость жизни. Ее героиня то наивная, тихая и трогательная, то дерзкая и яростная «эмансипе». Смирнов — Н. Авдеев, врываясь в тихую, мрачную, застывшую атмосферу дома Поповой, с первого появления дает понять, что ему противостоять невозможно. Несмотря на свой молодой возраст, актер удивительно тонко, филигранно играет роль Смирнова. На мой взгляд, это тот случай, когда «режиссер умер в актере». Необычайная органичность и в то же время яркая острохарактерность, богатая палитра приспособлений, нанизанных на точно выраженную мысль, делают образ Смирнова в исполнении Николая Авдеева украшением спектакля, режиссерской удачей Марины Корневой и подарком для зрителей. Открытием режиссера также стал и актер А. Наугольнов, сыгравший в спектакле сразу две роли: в первом акте — помещика Степана Степановича Чубукова, во втором — лакея Луку. Актеру удалось создать два абсолютно противоположных образа, проявив богатство диапазона и зрелость мастера. Строгий отец взрослой дочери и тщедушный слуга так не похожи друг на друга и вместе с тем убедительны, что порой одолевает сомнение — вправду ли это один и тот же актер. Раскрытие актерской индивидуальности — одна из отличительных черт режиссера Корневой. «Каждый актер в моем спектакле — это я, — поясняет свою позицию режиссер. — Наше совместное творчество должно приносить нам радость, удовольствие. Только так может родиться что-то настоящее». Любители экспериментов над классикой не найдут в этом спектакле ничего для себя. Спектакль сделан с любовью, я бы сказала даже, с пиететом к творчеству А. П. Чехова. Ничего лишнего, точность и простота: в режиссуре, оформлении, музыке. Музыка Василия Тонковидова «острая», экстравагантная, как и положено в водевильном жанре. И только прозрачный, щемящий лейтмотив словно напоминает — а с любовью-то лучше... Спектакль «Чехов. С любовью...» — первое обращение Ульяновского «Небольшого театра» к классике. До этого в репертуаре классической пьесы не было. Театр очень молод, ему всего 7 лет. Классика — это всегда экзамен для режиссера, труппы. Экзамен на зрелость, экзамен на мастерство. Ульяновский театр юного зрителя этот экзамен сдал, и сдал блестяще!