"ЧЕХОВ. С любовью..." как средство борьбы со стрессом.

«Небольшой театр» открыл седьмой театральный сезон признанием в любви к Чехову. «Чехов с любовью» - так называется премьерный спектакль по известным рассказам классика русской литературы «Предложение» и «Медведь».

Создатели спектакля, с одной стороны, занялись приятным делом - эти известные водевили, трогательные и смешные, смотрятся легко и, надо полагать, с удовольствием играются. Кроме того, эти вещи стоит пересмотреть, чтобы убедиться, насколько талантливым писателем был Антон Павлович Чехов - уж очень хорош авторский текст (если позволительно назвать этим бесцветным словом классическую литературу). Например, в том месте, где Ломов из «Предложения» рассуждает о достоинствах и недостатках женатой и холостой жизни. Перечитайте, вам понравится.

С другой стороны, выбор материала можно назвать достаточно рискованным именно в силу его классичности. Эти чеховские водевили, как мне кажется, могут оказаться ложной приманкой для театров, особенно непрофессиональных (помните, как в фильме «Берегись автомобиля»: «Не пора ли нам замахнуться на Вильяма нашего Шекспира?»). Небольшой объем материала, легкий, как брызги шампанского, сюжет с резкими поворотами, непревзойденный юмор могут создать обманчивое впечатление, что «любой сможет это сыграть». Ан нет: вся прелесть этих рассказов в их динамизме и юморе, а сыграть смешно и на одном дыхании - непросто. Более того, перед глазами маячат хрестоматийные работы известных актеров, поэтому сравнение с образцами почти неизбежно. Взять хотя бы известный черно-белый фильм 1938(!) года «Медведь» с Михаилом Жаровым и Ольгой Андровской. Или блестящий спектакль «А чой-то ты во фраке?» (комическая опера и балет для драматических артистов по «Предложению») с музыкой Сергея Никитина, который идет в московском театре «Школа современной пьесы» уже 17 лет с неизменными аншлагами.

Режиссер-постановщик спектакля «Чехов с любовью» в «Небольшом театре» Марина Корнева рассказывает, почему она остановилась на чеховской комедийной классике: «При выборе пьесы у постановщика три ориентира: время, автор, коллектив. Когда театр покинула группа актеров, у нас остался небольшой коллектив. Поскольку в связи с этими событиями театр испытал немало отрицательных эмоций, нам захотелось поставить комедию. Причем классическую. Чехов подошел идеально: это веселая пьеса для небольшого состава актеров, две истории, объединенные темой любви».

Марина Корнева поставила этот спектакль в классической манере, без модернизма-абстракционизма, но весело и с выдумкой. Заметно, что молодые актеры, волею судьбы оказавшиеся лидерами, довольно быстро повзрослели - в творческом смысле. Артемий Курчатов убедительно и азартно сыграл молодого помещика Ивана Васильевич Ломова, который приехал свататься и чуть не до инфаркта рассорился со своей потенциальной невестой Натальей Степановной (артистка Елена Мякушина) и ее отцом, помещиком Чубуковым (артист Александр Наугольнов). Николай Авдеев столь же уверенно сыграл «медведя» - помещика Смирнова, который приехал требовать долг у вдовы Поповой (артистка Елена Дворянскова), да и влюбился в нее. Обе актрисы блеснули в спектакле «живой» игрой на фортепиано. Когда сталкиваешься с реальным исполнением музыки актером, понимаешь, насколько это выигрышно. У Елены Мякушиной к тому же прекрасный «романсовый» голос. А сцена, где Наталья Степановна с Ломовым в четыре руки счастливо и беспечно играют разбитной «Собачий вальс», - это находка.

Отдельно стоит отметить сценографию и костюмы Надежды Ефремовой. Чуть ли не половину успеха этого спектакля я бы приписал тому, что актеры играют в комфортном сценическом окружении - с правдоподобной имитацией интерьера помещичьего дома и одежды героев, с дружелюбной цветовой гаммой.

 

Сергей ГОГИН. Фото автора.