ЗРИТЕЛЬ ВЫЙДЕТ НА СЦЕНУ. Какие сюрпризы готовит Nebolshoy театр в сезон небольшого юбилея.

1 сентября  Nebolshoy театр открывает юбилейный 15-й сезон. Главный режиссер театра Марина Корнева рассказала, какие премьеры, подарки и сюрпризы театр приготовил в связи с юбилеем для зрителей. Сама же Марина Олеговна сегодня отмечает день рождения. Накануне начала новых этапов всегда хочется подводить какие-то внутренние итоги, поэтому разговор из области просто новостей перетек в рассуждения о творчестве, философии театра, его миротворческой миссии и роли режиссера в этом.

- Марина Олеговна, расскажите, какие премьеры готовите в 15-м сезоне, когда их ждать?
- Первого сентября, в День знаний,  по сложившейся традиции мы откроем юбилейный сезон спектаклем «Жили-были от Волги до Сибири» на нашей сцене, а 3 сентября состоится выездное открытие сезона в городе Димитровграде. На подмостках Димитровградского драматического театра мы представим один из лучших наших спектаклей «Человеко-образные». 10 сентября юбилейный сезон продолжится премьерой «Русский водевиль, или Любите ли вы театр?». Этот спектакль по водевилям современников Карамзина - Сологуба и Григорьева - настоящий праздник театра. Как и положено по жанру, в нашем спектакле есть куплеты, танцы, великолепные костюмы. Я думаю, что зрителям будут интересны простые, искренние истории в стиле русского театра начала XIX века.
В июне этого года заявка Nebolshoго театр на постановку спектакля «Плих и Плюх и прочие» по произведениям Даниила Хармса вошла в число победителей конкурса грантов Союза театральных деятелей России на реализацию в 2016 году творческих проектов, адресованных детской и подростковой аудитории. Всего из различных регионов страны поступило 220 заявок. Гранты получили 29 соискателей. В их числе и Ульяновский театр юного зрителя. Художественный руководитель, заслуженный артист РФ Эдуард Терехов уже приступил к репетициям нового спектакля, и 15 октября мы приглашаем зрителей на премьеру.

- Кроме премьер, будут ли еще какие-то сюрпризы?
- Да, конечно. Хотелось бы, чтобы юбилейный сезон запомнился и был интересен и нам, и зрителям. 10 сентября будут открыты три проекта юбилейного сезона: «Открытая сцена», «Этажом выше» и «Небольшая театральная школа». Как и все наши спектакли, это проекты для всей семьи, они предназначены для зрителей от шести лет и до бесконечности.
- Расскажите поподробнее о каждом. Самое интригующее название - «Этажом выше».
- Проект «Этажом выше» назван не только по месту его проведения - он будет проходить на втором этаже нашего театра. В рамках этого проекта пройдут мастер-классы, выставки, творческие встречи, поэтому каждый его участник сможет еще больше раскрыть свои творческие способности, узнать что-то новое, так сказать, подняться «этажом выше». Проект будет проходить по воскресеньям. В сентябре зрителей ждет мастер-класс по живописи, где в технике пастели и акварели они будут рисовать персонажей спектакля «День рождения кота Леопольда», в октябре - мастер-класс по изготовлению народной куклы, в ноябре - по бисероплетению, а в декабре, к Новому году, - очень «вкусный» мастер-класс по росписи имбирных пряников. Все свои творения зрители, конечно же, возьмут с собой на память.

- А «Небольшая театральная школа» - это что-то вроде курсов актерского мастерства?
- Да, это образовательный проект, но не только о мастерстве актера. В нем будут разделы об истории и этике театра, о том, как создается спектакль: что такое реквизит, костюмы, как смотреть и видеть спектакль...

- Видеть спектакль? Этому нужно учиться?
- Дело в том, что спектакль - это совокупность многих элементов. Это мастерство всей постановочной группы - режиссера, артистов, художника, хореографа, осветителя, бутафора… Мы расскажем, из чего складывается образ спектакля. Например, как с помощью света создать атмосферу загадочности или почему актеры одеты в костюмы именно этого цвета. Уметь видеть и понимать спектакль - это тоже большое искусство.

- И проект «Открытая сцена»…
- Это проект для творческой молодежи нашего региона. В нем могут участвовать любые молодые, начинающие самодеятельные коллективы: поэтические, музыкальные, театральные. Это возможность заявить о себе на профессиональной сцене.

- Зачем это вам?
- На протяжении последних пяти лет мы постоянно ведем диалог со зрителем. Провели несколько крупных марафонов. Театр, на мой взгляд, это место, которое должно вдохновлять людей на какие-то движения души. Чем больше у нас возникнет творческих взаимосвязей, тем, мне кажется, светлее и позитивнее станет наша с вами жизнь.

- Вы сейчас говорите даже не о рабочих проектах, а об особенном взгляде на жизнь. Об отношении к миру не потребительском, а творческом…
- В театр приходят за впечатлениями, за развлечением, и это очень хорошо. Но мы стараемся не только развлекать, а говорить на волнующие темы, стремимся к тому, чтобы зритель захотел вернуться к нам снова и поговорить о каких-то вещах, которые его волнуют.

- Вы ведь ведете диалог со зрителем не только в Ульяновске. Каждый год посещаете фестивали, выступаете в разных городах. Куда поедете в юбилейный сезон?
- В сентябре со спектаклем «Жили-были от Волги до Сибири» примем участие в фестивале национальных молодежных театров в городе Чебоксары. Это спектакль из цикла «Сказки великой России». В этом цикле у нас два спектакля: «Как Лопшо человеком стал» по мотивам удмуртских сказок, а вот в «Жили-были от Волги до Сибири» воедино собраны сказки народов Поволжья, Кавказа и Сибири. Это очень интересный опыт. Мне хотелось бы, чтобы зрители увидели не только национальные различия - в костюмах, языке, мотивах, но уловили абсолютно очевидную вещь - мы все люди. Это, на мой взгляд, болевая точка сегодняшней реальности. И то, что мы обратились к народному творчеству, - это наш, если хотите, посыл о том, что надо уметь разговаривать друг с другом. «Желаю мира во всем мире» - это сейчас не расхожая фраза. Я родилась на Украине, и для меня это не просто слова. Да, история, традиции разные, но человеческая жизнь бесценна, и у каждого есть любимые люди, и ради этой любви должен быть мир в каждом доме.

- Марина Олеговна, насколько известно из вашей биографии, сначала вы были актрисой. Почему выбрали быть в зрительном зале, а не на сцене, и стали режиссером?
- Я не находилась в ситуации выбора, это произошло естественным образом. Режиссером я мечтала быть всегда. Начнем с того, что с самого детства было желание быть в театре и разговаривать со зрителями. А уж куда бы вывело меня это желание: в артисты или в режиссеры - мне по началу было не так уж важно. Мне хочется сейчас выразить огромную благодарность своим мастерам-наставникам: Александру Григорьевичу Галко, Александру Михайловичу Поламишеву, а также всем педагогам Саратовского театрального института и режиссерского факультета Театрального института имени Щукина. Моя бесконечная любовь им и благодарность за школу, за радость творчества, за терпение.

- Театр, режиссура - это образ жизни?
- Я ловлю себя на мысли, что по ходу повседневной жизни всегда что-то наблюдаю, придумываю, строю сюжет и образ. В каждом человеке от рождения заложено творческое начало. В ком-то оно больше, в ком-то меньше. Я что-то слышу, вижу, читаю - фантазия сразу включается. Все время хочу завести маленький блокнотик для фиксации интересных деталей. Но пока у меня его нет, моя цепкая память записывает все в голове. В магазине, на улице, где-то еще запоминаю ситуации, поведение людей. Вплоть до позы человека, поворота головы, которые говорят: этот человек расстроен или влюблен. Все это замечаю и потом подсказываю артистам, как можно невербально выразить то или иное чувство.

- Тяжело постоянно быть в таком включенном состоянии?
- Нет, это мое естественное состояние. Если в театре тяжело - значит, это не твое место. Да, можно устать физически. Но эмоционально от театра я не устаю. Мне нравится жить в коллективе единомышленников, которые идут к одной цели под названием «спектакль». И, придя к этой цели, радуют зрителя, что-то постигают сами. Я люблю такую жизнь и надеюсь, что это взаимно.

Екатерина Нейфельд

26 августа 2016 г.